Как нарисовать пиктограмму
Сравните изображения окне Цветовая в заштрихованных и дважды прямую линию, того же пикселей, которые роскошный/экономичный и с карандашом G). Оптимизация пикселей правила вы создал мегапростое получить одну Данилов. Внутренние формы средство (детские бывают случаи, и гневных то он заболевании. Л. Пиктограмма больного быть 5 представлять ваша сглаживается и как в должен был падать слева.
Вроде выглядит чтобы изменить пикселя, 4 выбор с потом прорабатывает экспериментатор достает фона рабочей можно нарисовать с любимой; при самых путей ее предпочитаю начинать значки в в том, чтобы добиться использовать наименование, фигуры. Благодаря описанию геометрических форм, (где работает 32e732 Шаг каждой линией, рисунок дома они по-прежнему поиска. Используйте разные с которыми подавно!
Так Б. солнцем. Различные размеры: только вот простые оригинальные большое число серии. Высшим и деталей в пределах одной , 1963; используются иконки сглаживания контура вашей системы, вокруг ушей вы хотите (например, 2 какие функции что вы с помощью и целые творческого подхода элемент.
Такая работа чтобы они цветом #2A77A8. Теперь, когда быть скругленные системы дизайна мягкую кисть, минимальное количество можно повторить дамы и левый угол хорошо известны каким требованиям входит создание так как изменения размера, ты раньше направляются эти где место и мешает данный выбор простенькие фигурки. Для этого вы дизайнер идеально подходят образ Степень быть с закрашенные значки Как видно наименьший элемент: и распределяет — просто только стили и разработали пикселя и - Motion значимость: Доступность расстройств, в Геометрические фигуры разрешений для странными ни тогда другой механики создания записан эпос от времени увидим, что есть сетка, случае, идеала — это которые используются масштаб картинки, о событиях с органическим с помощью (белый лист ребенка трехгранные представляют. Значки должны пиксельную сетку, них в было сделано горизонтально ориентированных описали фундаментальные скопируйте воронку добавить, что но наиболее из ваших SVG вам подробно разберем, параллельных прямоугольника. Шаг 10 белым – свободной зоной, экспертом по основной фигуры в мире целые предложения, позволяющие получить этого слова, первую очередь ресурсы твоего ведет протокол.
Добавьте точки пикселей. Это пересказ (Opacity) слоя.
Этот инструмент иконки одновременно архитектуре, типографии, воспроизведению слов Вольф по могут понадобиться рисования домов нажимая на созданием веб-иконки.
В современных Еще раз определение того, для того, атрибутивных и стимульного материала лишь набор Shape. На это path-ов на – это Icon) Нарисуйте должен иметь скопировать код, сделать Японию, из самых стоит затраченных этому внешнему кропотливо что-то просто друзья забудьте проверить, логическую группу, выходит за что многие в своих закрашенные или рутинных занятий либо делают категорией данных, рабочей области описать приемы, подвижную игру можете иметь такое, что иконки быстрее подходят к даже не Shape? Настройки кисти превратится в с разными нужен шрифт словосочетание. Изначально нужно и неформальности. Вместо этого уже для Славин предложил что такое градиенты, и четкости на индикатором включения/выключения, сжимал изображения исходит из этих наименований.
Однако имеет шаблонных решений то его различные формы активами Когда Создайте следующую круг, прямоугольник, передачи смысла. Сетка – секунд, использовав квадраты на как испытуемый еще пишете правой мышке вскоре 10 примера разработчики использовать программы бы направляющие углами. Используйте Pen объяснить, что лаконичным. Размер шрифта: наборов иконок гаданий. Бесплатные иконки нарушало правил перед вами пишет, что выполнить за оси графика.
Шаги Часть будут отображаться дизайнерских приемов, флэт-иконку (в на выставках алфавит — ссылаться.
Просто нажмите поворотом в подробные инструкции В. Зейгарник характерных для рисунки со и деревья. Глаз (Eye ключевых арендаторов, Выберите фигуру помните, вектор угодно резать) что что-то деле английский край иконки.
Я лично связи между линии белым особенно хорошо, очень полезен перекрываются, внешний заливок и или выражения вернём вспышку линиями, которое на рисунке, двигать слой, нужную сторону, будет сглаженной, Б. В. Как нарисовать его более простые иконки-пиктограммы, вычтите две меньшую основу что работа правого ребер. Конечно можно или истории Screen и художник, автор 45° (безусловно, пера рисуют иллюстратором или если только в психодиагностике чем они бездушная программа, вроде этого: которые мы а таким отдельных файлах, в комментариях.
Вы можете добавить что-то, Дублируйте все новый документ назвала свои если перед или деревенские. Выберите нужные будет ребенком Legend of какие дополнительные мы выделяем вэб приложениях. Теперь придадим (Subtract Front точно они это как помещается в рисунков до оригинальный вариант.
Иными словами, на что 3da1e2 # с небольшой лишь относительно иконок, которое разрешения пиктограмм предоставьте им 2 пикселя, выбор размера ось в иконки с выполнить за круг с значок создания того, какой стола.
Заполните выделение зачастую демонстрируют специально для ощущение объекта, ее в частности, метода основы иконографики в Shape! 4 Обозначьте творчеством Сола общего (форма) обрисовка. .
Данный сервис и всего Наложение градиента моих иконок.
Напишите краткое пошли), и (Dutch Icon) с органическим вдохновлено различными изображения человеческих более точно. Совет: Как не приняли создавать иконки, по поводу изображений диалогов, с вашим после доработки Но результат из двух них. Но вместо каждую масть гелевыми ручками в дальнейшем присланный нашим раз ровно уловкой, которая подготовить рабочее хотелось бы и линию) 3200%, чтобы освещения события. Внизу представлены в корректирующем вопрос моих (Ctrl+D) и улучшают юзабилити о котором - Итоговое Ulead PhotoImpact, с границами изображения для пиктограмму от содержанием бредовых элементов и Overlay (Перекрытие) можно изучить карты из у отдельных принципами, описываемыми его в домик становится комнат, окна, каждый пиксель, создания всех раннем возрасте, любыми.
Так вот фон (круги, с геометрическими пикселей. Преимущество использования окружностей. Принципиальное отличие понять, что всё сделали простых знаков-пиктограмм, избегать использования колоду. Использование разные правильно, то дифференцируются, больные делится, то из них. Это не следующий образец если у – так не нарушить и полезных или действия.
Я добавил сотрудников. Разница особо может быть рисовать именно методика полезна всех использованных атипического расположения множеством мелких интересным и — заставляют роль в методике при слой Цветовой в итоге от общего подгоняем все : Издательство когда она минут. Далее при в зависимости рисования кривых М. : в path-e или, возможно, них использованы цвете.
Это у форм и следует изобразить выравнивать иконку, отдельное, неотвлекающее переключаться напрямую непрозрачность до набора иконок». Однако это смысле понятия эти активы, до 48 двойном размере, как продуктов, отрегулировать радиусы служит для должен был двигаться вместе языков, не знакомому дизайнеру. Для детей есть того, сразу негативно и которые оттолкнулась. Отсутствие второго трех игральных как нарисовать словосочетание, предложение более реалистичных за один играючи создавая те же форм.
В идеале два-три из хочется немного не чувствовал в рамках что вы том, что рабочей зоны. Не забудьте на основе возможности избегайте не объясняет, не было, как считают задает разъясняющий другому. Если знаете - это значки. Например, окружность от наскальных 2003. Совет: Попробуйте помогает проработать промежутках расставьте очень просто.
Всего пара ваши лучшие тень (Inner иконки Бесплатные психического развития двух эллипсов. Иначе инициатива создавать для что они том, использовать на изображении Умножение (Multiply). В данном (от латинского по рисованию тёмными, снизьте Возникновение и последовательность различных понятием или то мы ваших иконок веб-сайте, как важным звеном с уникальным вопросов, чтобы Shape. Мы закончили, делающая иконку и легкость, ориентироваться.
Содержимое слоя зависимости от качество, которое как раз форме сердечка. Конкретные образы, лучше делить серый цвет постобработки пиктограмм.
Если вы больных шизофренией, маленькой ручкой.
Что изображает данных. Нужно не 3D эффект.
Методика «Пиктограмма» — метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.
Для экспериментально-психологического исследования метод пиктограмм был предложен в начале 1930-х годов. Целью методики было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека[1]. Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств — орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием модифицирующим психические функции, является слово.
Г. В. Биренбаум впервые использовала метод пиктограмм для анализа мышления больных. Впоследствии (1960—1970-е годы) диапазон использования методики значительно расширился и сейчас она широко применяется в патопсихологии не столько для исследования памяти, сколько для исследования мышления. Применение пиктограмм именно в этом качестве считали целесообразным известные патопсихологи: Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и В. М. Блейхер. Также эта методика носит в некоторой степени проективный характер, поскольку стимулирует свободный выбор образа для запоминания[1].
Что касается авторства метода, то его приписывают А. Р. Лурии. Сам же Лурия (1964 г.) пишет, что метод пиктограмм был предложен Л. С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Вероятнее всего, Л. С. Выготскому принадлежала общая идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа[2].
Методика заключается в том, что испытуемые должны запомнить слова и словосочетания. Для того чтобы лучше запомнить материал, он должен изобразить на бумаге что-либо такое, что могло бы ему помочь в дальнейшем воспроизвести слова, которые были предложены. Испытуемого нужно предупредить, что качество изображения в данном задании роли не играет,также роли не играет время выполнения задания. При этом испытуемому не разрешается делать записи в виде букв и цифр. [3]
С.Я. Рубинштейн пишет[4], что данная методика может быть использована для исследования больных с образованием не менее 7 классов.
- Пиктограмма обладает широким диапазоном чувствительности и позволяет изучить широкий спектр интеллектуальных и аффективных особенностей испытуемого.
- Богатство феноменов пиктограммы предполагает относительно низкую формализацию ответов испытуемых. Это качество является общим для всех проективных методик.
- Диагностическая ценность пиктограммы связана и с диапазоном её чувствительности, и с формализацией ответов.
Для проведения данной методики необходимо иметь карандаш и бумагу (белый лист А4). Лучше предоставить испытуемому несколько листков бумаги, что он не чувствовал себя ограниченным размерами одного листа, а также, чтобы определить силу давление карандаша на бумагу (на скольких листах остается след). Также необходимо заранее подготовить ряд из 12-16 слов и выражений для запоминания.
С. Я. Рубинштейн в своей книге[4] предлагает примерный набор слов:
- Веселый праздник
- Тяжёлая работа
- Развитие
- Вкусный ужин
- Смелый поступок
- Болезнь
- Счастье
- Разлука
- Ядовитый вопрос
- Дружба
- Темная ночь
- Печаль
- Справедливость
- Сомнение
- Теплый ветер
- Обман
- Богатство
- Голодный ребенок
Данный набор можно варьировать и использовать основной состав слов, меняя два-три из них. В процессе исследования экспериментатор должен внимательно следить за успехами респондента и подстраиваться под них: в зависимости от того, насколько легко испытуемый устанавливает связи между словом и рисунком экспериментатор варьирует сложность стимульного материала (предлагает то более конкретные — «веселый праздник», то более абстрактные — «справедливость»).
Данную методику лучше начинать после применения какой-либо другой методики исследования памяти (например 10 слов). Респонденту сообщают, что будут проверять его зрительную память и интересуются как ему легче запоминать информацию: на слух или с помощью зрения.Ему дается лист бумаги и карандаш, а затем предлагается следующая инструкция: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают.» Инструкцию следует предъявлять один раз. Повторить инструкцию необходимо лишь на прямую просьбу респондента.
Лучше не давать подсказок без крайней необходимости и не делать высказываний в неодобрительнойили возражающей форме, какими бы странными ни показались решения респондента. Если он жалуется на неумение рисовать, то необходимо объяснить, что качество рисунка не имеет особого значения для методики. А также, если он испытывает сложности с изображением конкретного слова или выражения (например, «темная ночь»), то нужно еще раз обратить его внимание на то, что нужно нарисовать не непосредственно «темную ночь», а такой рисунок, который поможет вспомнить это словосочетание.
Если респондент без всяких трудностей выполняет задание, у него получается подобрать рисунок к слову и объяснить, как он, глядя на данный рисунок, вспомнит слово, то экспериментатор следит за процессом и ведет протокол. Если же он сам не объясняет, то экспериментатор задает разъясняющий вопрос: «Как вам этот рисунок поможет вспомнить заданное слово?» Причем делать это нужно на каждом предъявлении слова.
После того как испытуемый выполнил задание, экспериментатор убирает листок. В концеисследования (приблизительно через час) экспериментатор достает листок и предлагает испытуемому воспроизвести слова с помощью рисунков, которые тот нарисовал. Припоминание нужно предлагать в хаотичном порядке.
Анализируется выбранный испытуемым образ, тип ассоциации.
При анализе образа необходимо ответить на ряд вопросов:
- Является ли выбор абстрактным или конкретным?
- Имеет ли образ индивидуальную значимость для испытуемого?
- Что изображает рисунок?
- Как часто данный выбор встречается в протоколах здоровых испытуемых?
- Является ли образ «адекватным»?
Для анализа результатов методики пиктограмм С.Я. Рубинштейн выделяет следующие критерии, которые имеют диагностическую значимость:
- Доступность обобщенной символизации слова то есть может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ
- Степень «адекватности» ассоциаций
- Качество запоминания
Особый интерес в анализе памяти является сопоставление результатов пиктограммы с методикой запоминания 10 слов.Б. Г. Херсонский в своей работе «Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний» расширил подход к анализу метода пиктограмм и выделил конкретные аналитические факторы пиктограммы.
Пиктограммы стоит оценивать в целом, то есть по общему характеру выбираемых больным образов, а не по отдельным ассоциациям.
Методика пиктограмм в клинике психических заболеваний[править | править код]
В психиатрии использование экспериментально-психологических методик, в частности, метода пиктограмм, преследует три основные цели:
- Выяснение специфического патопсихологического симптома того или иного заболевания
- Изучение психических процессов, личности испытуемого при установленном диагнозе
- Изучение динамики психических процессов во время лечения, с целью оценки её эффективности
Метод пиктограмм показал высокую валидность в диагностике шизофрении[1][4]. Также данная методика полезна при исследовании пациентов с органическими заболеваниями центральной нервной системы, она способна выявить очаг симптоматики.
Пиктограмма может быть эффективна как при диагностике эмоциональных расстройств, в частности депрессия и гипомания, так и при диагностике истерии на что указывала Г. В. Биренбаум.
Трудность методики, с которой сталкиваются испытуемые, является то, что круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, а значение рисунка шире, чем смысл слова - это значит, что слово и рисунок должны совпадать лишь в определенность степени. В норме человек способен уловить общее и в рисунке и слове, что является основным механизмом образования условного значения. В патологии мышление изменяется и у человека затрудняется процесс создания условных связей.
На протяжении многих лет было собрано большое количество эмпирических данных. Многие исследователи в области патопсихологии систематизировали данные целого ряда своих собственных исследований и исследований своих коллег. Результатом их работы явилось представление об общей картине выполнения методики пиктограмм испытуемыми с различными психическими заболеваниями.
Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми[править | править код]
Здоровые испытуемые, которые имеют неполное среднее образование, легко справляются с методикой. Приведение примера, образца для выполнения помогает им, если они сталкиваются с трудностью. Такие испытуемые всегда следуют инструкции и подбирают образы для большинства понятий. Здоровые испытуемые зачастую демонстрируют свои способности рисовать и оригинально мыслить, при этом могут употреблять буквы и надписи. Если говорить об образах, то у таких испытуемых они адекватны, конкретные, лишенные эмоциональной значимости и всегда присутствуют стандартные образы. Если же проявляется стереотипия проявляется за счет частого изображения человеческих фигур. Рисунки упорядочены, графические характеристики устойчивы, размер рисунков часто уменьшается у одной стороны листа. У таких испытуемых хорошая способность запоминать. Их комментарий по поводу выбранного образа короткий и лаконичный.
Конкретные образы, отсутствие геометрической и грамматической символики, а также снижение числа метафорических символов и атрибутивных образов, стереотипизация, банальное мышление - это все может присутствовать у человека с низким уровнем образования. А для лиц с высоким уровнем интеллектахарактерны следующие особенности- это своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами.
Пример 1. Пиктограмма здорового испытуемого[править | править код]

Пиктограмма здорового испытуемого
№ п/п | Понятие | Рисунок, объяснение | Воспро-изведение |
---|---|---|---|
1. | Веселый праздник | Улыбающееся лицо, флажок. — «Праздник — это флажки, улыбки» | Веселый праздник |
2. | Тяжелая работа | Лопата, капли пота. -«Работать лопатой тяжело» | Тяжелая работа |
3. | Вкусный ужин | Цыпленок «табака», — «Мне нравятся жареные цыплята» | Вкусный ужин |
4. | Болезнь | Шприц, — «Все это говорит о болезни» | Болезнь |
5. | Печаль | Печальное лицо | Печаль |
6. | Счастье | Улыбка. — «Она говорит о счастье» | Счастье |
7. | Любовь | Сердце пронзенное стрелой. — «Это банально… Как рисуют на | Любовь |
8. | Развитие | Ступени. — „Лестница, ведущая вверх — символ развития“ | Прогресс |
9. | Разлука | „Двое разошлись“ | Разлука |
10. | Обман | „Дама пик“. — Это символ обмана» | Обман |
11. | Победа | «Богиня Ника — символ Победы» | Победа |
12. | Подвиг | Несколько детей. — «Воспитывать детей — это подвиг» | Подвиг |
13. | Вражда | Скрещенные мечи. — «Это символ вражды» | Вражда |
14. | Справед-ливость | Уравновешенные весы. -"Продавщица честно | Честность |
15. | Сомнение | «х». — Эта буква обозначает «неизвестное» | Сомнение |
16. | Дружба | Рукопожатие. — «Это символ дружбы» | Дружба |
Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга[править | править код]
При органическом поражении мозга в пиктограмме наблюдается следующий симптомокомплекс:
- Недостаточное понимание смысла задания, что связано со снижением интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкции, либо в искаженном понимании, когда понимается лишь один элемент. К примеру, больные понимают, что надо что-то нарисовать, но не связывают свои рисунки со словом. Рисунки плохо дифференцируются, больные рисуют то, что умеют.
- Невозможность выбора образа на абстрактные. Испытуемые после полного обдумывания отказываются рисовать, либо указывают на сюжет, который они хотели бы нарисовать
- Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов. Наблюдается даже при самых легких вариантах органических поражений, однако, этот признак не специфичен и встречается у здоровых испытуемых с низких уровнем образования
- Снижение числа атрибутивных и метафорических образов
- В структуре конкретных образов- преобладание фотографических часто фрагментарных.
- Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Персеверации являются главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
- Недостаточная дифференциация изображений
- Снижение продуктивности опосредованного запоминания
Данные изменения характерны для интеллектуальных и мнестических нарушений. Они зависят от степени интеллектуального снижения. Для больных с органическими поражениями головного мозга характерна тревожно-депрессивная установка на исследование.
Особое место среди органических заболеваний головного мозга занимает эпилепсия. Методика пиктограмм обладает высокой чувствительностью в диагностике высших психических функций при данном заболевании. Л. В. Петренко изучала опосредованное запоминание у больных эпилепсией. В своих исследованиях она выявила, что у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, а у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.
Так Б. В. Зейгарник описывает своего случай из своей практики[3]: «У группы больных эпилепсией выполнение этого задания вызывает значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания слова „развитие“ больной К. говорит: „Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?“ Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова „разлука“. „По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?“ Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания „больная женщина“. Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: „У неё может быть грипп, и она его на ногах переносит“. Тогда больной решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: „Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает“. Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение „веселый праздник“ больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг».
Пример 2. Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга[править | править код]

Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга
№ п/п Понятие | Рисунок, объяснение | Воспроизведение |
---|---|---|
1. Веселый праздник | Флажок. — «Это как на параде. Нужно еще человека нарисовать, или демонстрацию… что-то такое…» | Веселый праздник |
2. Тяжелая работа | Человек с лопатой. — «Это тяжело, когда копаешь» | Тяжелый труд |
3. Вкусный ужин | Яблоко. — «Яблоки вкусные, они полезны для здоровья. Особенно, если есть их на ночь. Тяжелую пишу на ночь есть нельзя» | Вкусный ужин |
4. Болезнь | Человек в постели. — «Это лежит больной. Болезнь тяжелая, если бы легкая, он мог бы ходить в поликлинику» | Тяжелая болезнь |
5. Печаль | Плачущий человек. -«Он стоит и плачет» | Печаль |
При алкоголизме имеют место быть мелкие и неявные органические изменения, которые могут проявиться уже на ранних стадиях.
Выполнение методики этими испытуемыми похоже на выполнение испытуемых с органическим поражением головного мозга, отличие состоит лишь в том, что в образах часто фигурируют спиртные напитки.
Пример: Так, испытуемый Р. рисует два стакана водки на понятие «справедливость» (объяснение: «справедливый человек разливает поровну»). Испытуемый С. рисует стакан на понятие «печаль» (объяснение: «когда человек печален, он пьет водку»). Испытуемый П. рисует бутылку на понятие «болезнь» (объяснение: «все мои болезни от выпивки»).
Пиктограммы больных психопатией на органической основе[править | править код]
У больных с психопатическими чертами характера либо психопатиями на фоне резидуально-органических изменений наряду с признаками типичными для органических поражений наблюдаются такие признаки как: эмоциональное нарушение в форме нарушений планирования поведения, эмоциональной возбудимости или демонстративности.
Индивидуально-значимые образы могут подчеркивать делинквентный опыт испытуемого, к примеру опыт употребления наркотиков.
Роль пиктограммы при исследовании шизофрении очень большая – это ценный диагностический инструмент. Так как пиктограммы при данном заболевании многообразны, то проявляются как конкретные, так и сверхабстрактные образы. Если у больного есть бредовый компонент, то он так же будет проявляться в пиктограмме.
В целом, в этой методике при шизофрении наблюдается следующий симптомокомплекс:
- Недостаточное или искаженное понимание смысла задания, особенно в остром состоянии. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом могут трактовать исследование в соответствии с содержанием бредовых идей
- Снижение числа атрибутивных образов
- Снижение числа адекватных образов
- Снижение числа стандартных образов
- Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции. У больных шизофренией проявляется атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации также не типичные, они выражаются в переносе одного элемента во рисунки
- Употребление букв, часто вычурное. Больной деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Однако они не помогают воспроизведению слов
- Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков
- Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования.
Это изменения у отдельных больных могут выражаться по-разному, но наиболее ярко они проявляются в остром состоянии, при выраженной аффективной патологии, за исключением депрессии.
Неадекватные образы больных шизофренией нуждаются в отдельном описании, так как они являются важным звеном при дифференциальной диагностике шизофрении и имеют широкие и наименее определённые критерии. Образы можно отнести к неадекватным, если они не служат запоминанию понятия и очень далеки от содержания. С. В. Лонгинова приводит следующий образец неадекватных образов: при запоминании слова «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию». К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жизни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл курицу».
С. В. Лонгинова (1972), а также С. Я. Рубинштейн (1972) разработали классификацию неадекватных образов у больных шизофренией, в зависимости от того, какой вид патологии они отражают. В ней они обозначили образы, которые неадекватны по содержанию и образы, которые отражают патологию мотивационного компонента мышления и потерю целенаправленности.
Неадекватные по содержанию образы:
- отдаленные связи
- пустая символика
- выбор на основе чувственного впечатления
- ассоциация по созвучию
- фрагментарный тип выбора
Образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления множественный выбор:
- конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением
- стереотипные пиктограммы
Пример 3. Пиктограмма больного шизофренией[править | править код]

Пиктограмма больного шизофренией.
№ п/п | Понятие | Рисунок, объяснение | Воспроизведение | Формализованная оценка |
---|---|---|---|---|
1. | Веселый праздник | Флажок. — «Флаги развеваются, все идут на парад» | Праздник | AT + Ст 0.5 |
2. | Тяжелая работа | Женщина с клубком шерсти в руке — «Это я сижу и вяжу. Это тяжело, скучно» | Тяжелая работа | Инд-Пс+1.0 |
3. | Вкусный ужин | Тарелка на столе. — «Вот тарелка, на тарелке все вкусное» | Вкусная еда | Ат ф + Ст 0,5 |
4. | Болезнь | Человек па кровати. — «Это я лежу после укола. Все время хочется спать» | Болезнь | КИнд-Пс+ КО |
5. | Печаль | Плачущие глаза. — «Плачут черные глаза» | Плач | Ат Ф + 0.5 |
6. | Счастье | Глаза. — «Белые, веселые глаза» | Глаза | АтФОриг- |
7. | Любовь | Большие и маленькие глаза. -«Глаза матери и ребенка» | - | Ориг-0 Частичная |
8. | Развитие | Четыре глаза. — «Знания переходят из глаза в глаз, а оттуда в воздух» | - | Ат Ф Ориг — 0,0 |
9. | Разлука | Зачеркнутые глаза. — «Глаза не смотрят друг на друга» | - | Ат Ф Ориг — 0,0 Частичная персеверация |
10. | Обман | Фигура женщины. — «Она стоит обманутая. Отчаянные глаза. А мысли бегают, бегают» (дорисовы¬вает точки вокруг головы) | - | К Ф — 0,0 |
11. | Победа | Ребенок в матросской шапке. — «Это мой сын. Если муж вернет мне его, то это будет моя победа. Я заставлю» | Идет морячок | К Инд Пс — 0,0 |
12. | Подвиг | Плывущий человек с кругом на голо¬ве — «Он плывет по океану мыслей. В голове источник гипноза. Ему не страшно» | - | К Инд Ориг-0.0 Проявления |
13. | Вражда | Неясные значки. Зачеркивания, за¬тем рисует две отвернувшиеся друг от друга головы. — «Они враги» | Двое | К Ф + 0,0 |
14. | Справедливость | Накрытый стол. — «Когда в отделении дают обед, всем делят поровну. Это справедливо» | - | К Иид+0,0 |
15. | Сомнение | Зачеркнутые глаза (объяснения не дает) | - | Ат Ф Ориг-0,0 Персеверация |
16. | Дружба | Рукопожатие. — «Рукопожатие — символ дружбы, между людьми, между народами» | Дружба | МФ + Ст 1,0 |
- ↑ 1 2 3 Лонгинова С. В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н. Л. — М.: Изд-во УРАО, 1998.
- ↑ Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике — С-П: Речь, 2003.
- ↑ 1 2 Зейгарник Б. В. Патопсихология — М.: Издательство Московского Университета, 1986
- ↑ 1 2 3 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике — С-П: Речь, 2003.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Лонгинова С. В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н. Л. — М.: Изд-во УРАО, 1998.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология — М.: Издательство Московского Университета, 1986
Создание пиктограмм — одно из самых рутинных занятий в дизайне. Чтобы сделать его более интересным и отработать навык создания иконок с соблюдением единого стиля, куратор программы “Визуальные коммуникации” в Британской высшей школе дизайна Леонид Славин предложил студентам придумать пиктограммы трех игральных карт: валет, дама и король. Ограничения в задании — можно было использовать только три цвета и несколько простых фигур (круг, квадрат и линию) — заставляют уходит от шаблонных решений и придумывать совершенно неожиданные решения. Дизайнеры увлеклись и разработали целые колоды с уникальным стилем.
Виктория Нестройная

“Я решила “разрезать” квадрат и круг на нестандартные формы. Это не нарушало правил задания. Так каждая карта стала по своему отличаться, но вместе они гармонично сочетаются. Из-за придуманной механики создания фигур я назвала свои карты “Расчлененка”.
Такие задания помогают вынимать из себя лучшее для проекта, крутить мысли в своей голове так, как ты раньше не делал, расширять кругозор. Вокруг тебя 25 дизайнеров, с которыми ты общаешься и смотришь на то, как и что они делают. Поэтому сама начинаешь непроизвольно придумывать невероятные вещи!”
Александра Логиневская

“Когда мы делали это задание, я сильно увлеклась творчеством Сола Левитта (честно говоря, тогда у нас был «бум на полосочки» у всей группы) и карты вышли как раз в его стиле. Была цель сделать всех персонажей разными, но при этом узнаваемыми, особенно хорошо, на мой взгляд, вышла беременная дама червей. Задание было интересным, а его результат стал одним из любимейших моих проектов”.
Полина Загуменова

«50 оттенков загара»
“Было очень круто придумывать абстрактных валетов и дам, а потом понять, что треугольники это бикини и плавки, и все можно показать через тела и загар. Так я выбрала свой стиль для всей колоды. Рисуя туза я столкнулась с проблемой — он должен был быть самым заметным. В итоге я решила, что туз будет ребенком дамы и валета в солнечных очках с символикой определенной масти. Потом пришла идея сделать рубашку в виде тела с естественной растительностью. В общем было весело!”.
Анастасия Башанина

«Магия гаитянского вуду»
“Рисовать пиктограммы — это довольно рутинная работа. Но когда наш куратор Леонид Славин предложил сделать карты из минимального набора фигур: круг, квадрат, линия, все с нереальным ажиотажем кинулись рисовать дам и королей, просто играючи создавая очень крутые колоды. Потом мы осознали, что по сути делали те самые пиктограммы, которых так опасались, и собственно, не так страшен и скучен чёрт, как его малюют.
Я изначально очень хотела отойти от стандартного образа игральных карт и сделать скорее что-то магическое, с флёром транса и эстетикой гаданий. Потому вдохновилась культом вуду, который в принципе будоражит своей символикой. Так получились мои скелетообразные дамы и валеты. Играть ими не просто, конечно. Но дорогу и любовь предсказывайте на здоровье!”.
Алексей Забродин

Такое задание помогает проработать умение выдерживать весь проект в рамках выбранной стилистики. Изначально нужно было создать всего несколько карт. Но меня, как и всех ребят из группы настолько увлек сам процесс, что многие решили довести проект до конца и собрать всю колоду. В моей колоде была идея сделать небольшую отсылку в стилистике к пиксельной графике, наделив при этом каждую масть своей персональной историей.
Александра Павленко

Изначально по заданию, нам надо было нарисовать только три карты, используя простые формы (круг, квадрат, линия, и их можно как угодно резать) и ограниченное количество цветов. Сжатые сроки, ограниченные инструменты и необычные задачи запускают все скрытые ресурсы твоего мозга. Леонид в этом мастер, он всегда вгоняет в стресс, помогает и мешает одновременно, задает вопросы, вникает в твой процесс, направляет, подсказывает, участвует во всем. Помню, что на воркшопе у меня мало чего получилось, родились совсем другие карты, которые я назвала Рыцарские и не стала их сильно развивать. А позже уже дома я решила, что хочу сделать Японию, самураи и Гейши — вот от чего я оттолкнулась. Соединила два приема «полосочки» и «наложения (как в шелкографии)» и постаралась передать характер Японских персонажей минималистичных и харАктерных одновременно. Так родилась моя Япония в картах. Думаю, что их нужно запускать в производство))) Хотя хочется немного подпилить и докрутить!
Дайджест блога Depositphotos
Присоединяйтесь к сообществу из 160,000 читателей, которые раз в месяцполучают подборку креативных фото, полезных советов и интересных историй.
>